E2 – E4 в «ДДТ» ВОСТОКА
7 марта 2020
E2 – E4 в «ДДТ» ВОСТОКА
История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Она актуальна и в наши дни. В шахматах, как и в любой другой творческой деятельности, можно добиться успехов благодаря способностям и настойчивости в достижении цели. Мне, как многолетнему педагогу-тренеру часто приходилось размышлять о проблемах детского увлечения шахматами и методах обучения. Возникла идея об установлении творческой связи с детским садом, где руководит замечательная Елена Степановна Пинчук для приглашения в шахматный кружок Дома творчества склонных к королевской игре ребят. Выяснилось, что 45% детей-дошкольников проявляют интерес к шашкам, шахматам, многие еще до первого класса стали посещать мой шахматный кружок и быстро получали четвертые разряды. Дело в том, что познание шахмат требует труда и есть ребята, которые занимаются с удовольствием, и их игра постоянно прогрессирует.
Вот и в Доме детского творчества прошёл шахматный турнир среди юношей. Ребята играли по круговой системе и всего участвовало 12 ребят. Каждому участнику игры отводилось время на обдумывание ходов - 20 минут, где общее время составляло 40 минут. Была создана благоприятная обстановка для размышлений. В течение 5 часов игра выявляла победителей. Ими оказались: Крюков Вячеслав из 6 «б» - 10 очков, 1 место; Иванов Кирилл из 3 «в» - 10 очков, 2 место; Задворнов Никита из 6 «б» - 8,5 очков, 3 место. Добавлю, что оригинальный стиль игры «Дебют» состоялся и у самых маленьких воспитанников шахматного кружка «Фантазеры». Здесь лучшими стали: Скрипко Денис (1в - 6,5 очка), Нестеренко Денис (1а - 3,5 очка), Сабанов Димид (1а - 3 очка), Иванов Николай (2б - 3 очка), Павленко Семен (1в - 2,5 очка). А Лаптеву Илье из 3а класса с 8-мю очками и Ситникову Давиду из 6б класса с 7,5 очками не хватило немного везения, чтобы приблизиться к лидирующей группе ребят. Все призеры были награждены грамотами, медалями и чтобы не казалось горьким поражение, все участники получили сладкие призы. Выражаю благодарность юным шахматистам за участие, а родителям - за воспитание активных детей.
Итак, дошкольник захотел научиться играть в шахматы. С чего начать обучение? После знакомства с доской, фигурами и их ходами надо в доступной форме объяснить цель игры – мат королю, ознакомить со сравнительной ценностью фигур. Уже при первом знакомстве с шахматами полезно сказать, что победителем в этой игре считается тот, кто возьмет в плен короля соперника. Моё наблюдение показывает, не случайно дошкольники очень бережно расставляют около себя «съеденные» фигуры и пешки противника и многократно их рассматривают, пересчитывают, оценивая таким образом ход партии. При этом хочу подчеркнуть, что победа достигается не обязательно за счет численного перевеса в фигурах на доске, а благодаря ослаблению защиты неприятельского короля. Самое главное, партнеры должны быть корректны и вежливы к друг другу, а партия должна начинаться рукопожатием и заканчиваться тем же, независимо от результата.
05.03.2020 И. Князева
Педагог МКУ ДО «ДДТ»
с. Новопокровка